Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста посредством бумагопластики
Н.А. Дубовик, воспитатель МКДОУ Б. Козинский детский сад
Современное общество как никогда испытывает острую потребность в личности творческой, способной занимать активную социальную позицию. Эта потребность обусловлена изменениями, происходящих во всех сферах нашего общества: политической, экономической, социальной и духовной.
Одной из актуальных задач, стоящей перед дошкольным образованием, является активизация и развитие творческих способностей ребёнка, создание условий для успешной его реализации его творческого потенциала. Дошкольный возраст является важным периодом онтогенентического развития человека. Именно в этот период закладываются такие личностные качества, как креативность, целеустремлённость, самостоятельность, любознательность, которые являются основой будущего развития человечества.
В отечественной науке по-прежнему остаётся дискуссионным вопрос о том, с какого возраста следует развивать творческие способности ребёнка. Тезис о том, что развитие творческих способностей ребёнка необходимо начинать уже с дошкольного возраста, содержится в работах многих авторов: Н.А. Ветлугиной, Л.C. Выготский, Н.С. Лейтеса, Т.А. Ратановой, А.И. Савенкова, Ю.Г. Тамберга, B.C. Юркевича и других.
Творческие способности, имеющие генетическую обусловленность в виде задатков не являются врожденными качествами личности и развиваются постепенно в процессе воспитания и обучения. В связи с этим в психолого-педагогической науке активно обсуждается вопрос об эффективных средствах развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Развитию творческих способностей ребёнка способствуют все виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Многие исследователи доказывают возможность развития творческих способностей дошкольников на занятиях такими видами продуктивной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, конструирование
Мы разделяем точку зрения М.В. Ермолаевой, Т.И. Чирковой, Е.Л. Яковлевой и других авторов, считающих, что процесс развития творческих способностей дошкольников должен опираться на принцип единства всех сфер духовной жизни ребёнка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной. Поэтому в качестве важного средства развития творческих способностей дошкольников по мнению многих исследователей (К.В.Васильева, Д.А.Гусев и др.) может выступать бумагопластика – конструирование из бумаги в технике бумажной пластики. М.Ш. Карелиной показана возможность развития различных сфер личности ребёнка, в том числе и творческой фантазии на занятиях кружковой деятельности по бумагопластике [2].
Бумагопластика умело сочетает в себе все сферы духовной жизни ребёнка, поскольку вызывает положительные эмоции, способствует формированию навыков общения в коллективе, активизирует мыслительные процессы, развивает волевые качества усидчивость, усердие, аккуратность.
Возможности бумагопластики заключаются не только в интеграции различных видов продуктивной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги, но и в формировании познавательного интереса.
Бумагопластика – широкое понятие, соединяющее в себе несколько технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
При работе с бумагой дети знакомятся со следующими техниками:
- оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги;
- аппликация – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал;
- квиллинг – искусство создавать композиции из скрученных в спиральки полос бумаги различной формы и др.
По мнению К.В.Васильевой и Д.А.Гусева у дошкольников необходимо развивать «умение передавать предмет, его форму и строение, цвет, пропорции и использовать различные способы работы с бумагой. Одним из способов является сминание бумаги, с его помощью можно, например, передать объем кроны деревьев, облаков, снеговик» [1, с. 8].
Таким образом, бумагопластика является эффективным средством развития творческих способностей ребёнка дошкольного возраста, оказывая положительное воздействие на эмоциональную, волевую, коммуникативную и познавательную сферы дошкольника.
Литература
Васильева К.В. Бумагопластика как средство развития креативных способностей детей дошкольного возраста / К.В. Васильева, Д.А. Гусев // Успехи современного естествознания. –2015. – № 8. – С. 78-81.
Карелина М.Ш. Кружковая работа по бумагопластике с детьми старшего возраста в ДОУ / М.Ш. Карелина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. –Т. 2. – № 4 (6). – С. 78-82.
Регистрационная карта автора Сборник статей «Актуальные проблемы модернизации российской системы образования: теория и практика» Заполняется автором и высылается в редакцию (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) вместе с текстом статьи. |
||
Фамилия Имя Отчество |
Дубовик Наталья Андреевна |
|
Почтовый адрес (рабочий) |
|
|
Заглавие статьи |
Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста посредством бумагопластики |
|
Количество страниц |
2 |
|
Научное направление |
|
|
Соавторы (Фамилия И.О., …) |
|
|
Место работы (организация, подразделение) |
МКДОУ Б. Козинский детский сад |
|
Должность, преподаваемый предмет, классное руководство |
воспитатель |
|
Учёная степень |
- |
|
Учёное звание |
- |
|
Тел. рабочий |
|
|
Тел. домашний |
- |
|
Тел. мобильный |
|
|
|
|
|
Нужна ли рассылка? (Оставить Да или Нет) |
|
|
Почтовый адрес для рассылки |
|
|
Какие мероприятия филиала Вас интересуют (дни открытых дверей, олимпиады, конференции, публикация статей)? |
|
|
Требуется ли Вам пройти курсы повышения квалификации? (Оставить Да или Нет) |
|
|
Требуется ли Вам обучение по программам профессиональной переподготовки? (Оставить Да или Нет) |
|
|
Размер оплаты (заполняется редакцией) |
||
За объём статьи: |
|
|
ИТОГО: |
|
|