Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста посредством бумагопластики

Н.А. Дубовик, воспитатель МКДОУ Б. Козинский детский сад

 

Современное общество как никогда испытывает острую потребность в личности творческой, способной занимать активную социальную позицию. Эта потребность обусловлена изменениями, происходящих во всех сферах нашего общества: политической, экономической, социальной и духовной.

Одной из актуальных задач, стоящей перед дошкольным образованием, является активизация и развитие творческих способностей ребёнка, создание условий для успешной его реализации его творческого потенциала. Дошкольный возраст является важным периодом онтогенентического развития человека. Именно в этот период закладываются такие личностные качества, как креативность, целеустремлённость, самостоятельность, любознательность, которые являются основой будущего развития человечества.

В отечественной науке по-прежнему остаётся дискуссионным вопрос о том, с какого возраста следует развивать творческие способности ребёнка. Тезис о том, что развитие творческих способностей ребёнка необходимо начинать уже с дошкольного возраста, содержится в работах многих авторов: Н.А. Ветлугиной, Л.C. Выготский, Н.С. Лейтеса, Т.А. Ратановой, А.И. Савенкова, Ю.Г. Тамберга, B.C. Юркевича и других.

Творческие способности, имеющие генетическую обусловленность в виде задатков не являются врожденными качествами личности и развиваются постепенно в процессе воспитания и обучения. В связи с этим в психолого-педагогической науке активно обсуждается вопрос об эффективных средствах развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Развитию творческих способностей ребёнка способствуют все виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Многие исследователи доказывают возможность развития творческих способностей дошкольников на занятиях такими видами продуктивной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, конструирование

Мы разделяем точку зрения М.В. Ермолаевой, Т.И. Чирковой, Е.Л. Яковлевой и других авторов, считающих, что процесс развития творческих способностей дошкольников должен опираться на принцип единства всех сфер духовной жизни ребёнка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной. Поэтому в качестве важного средства развития творческих способностей дошкольников по мнению многих исследователей (К.В.Васильева, Д.А.Гусев и др.) может выступать бумагопластика – конструирование из бумаги в технике бумажной пластики. М.Ш. Карелиной показана возможность развития различных сфер личности ребёнка, в том числе и творческой фантазии на занятиях кружковой деятельности по бумагопластике [2].

Бумагопластика умело сочетает в себе все сферы духовной жизни ребёнка, поскольку вызывает положительные эмоции, способствует формированию навыков общения в коллективе, активизирует мыслительные процессы, развивает волевые качества усидчивость, усердие, аккуратность.

Возможности бумагопластики заключаются не только в интеграции различных видов продуктивной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги, но и в формировании познавательного интереса.

Бумагопластика – широкое понятие, соединяющее в себе несколько технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

При работе с бумагой дети знакомятся со следующими техниками:

- оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги;

- аппликация  – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал;

- квиллинг – искусство создавать композиции из скрученных в спиральки полос бумаги различной формы и др.

По мнению К.В.Васильевой и Д.А.Гусева у дошкольников необходимо развивать «умение передавать предмет, его форму и строение, цвет, пропорции и использовать различные способы работы с бумагой. Одним из способов является сминание бумаги, с его помощью можно, например, передать объем кроны деревьев, облаков, снеговик» [1, с. 8].

Таким образом, бумагопластика является эффективным средством развития творческих способностей ребёнка дошкольного возраста, оказывая положительное воздействие на эмоциональную, волевую, коммуникативную и познавательную сферы дошкольника.

 

Литература

Васильева К.В. Бумагопластика как средство развития креативных способностей детей дошкольного возраста / К.В. Васильева, Д.А. Гусев // Успехи современного естествознания. –2015. – № 8. – С. 78-81.

Карелина М.Ш. Кружковая работа по бумагопластике с детьми старшего возраста в ДОУ / М.Ш. Карелина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. –Т. 2. – № 4 (6). – С. 78-82.

 

 

Регистрационная карта автора

Сборник статей «Актуальные проблемы модернизации российской системы образования: теория и практика»

Заполняется автором

и высылается в редакцию (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) вместе с текстом статьи.

Фамилия Имя Отчество

Дубовик Наталья Андреевна

Почтовый адрес (рабочий)

 

Заглавие статьи

Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста посредством бумагопластики

Количество страниц

2

Научное направление

 

Соавторы (Фамилия И.О., …)

 

Место работы (организация, подразделение)

МКДОУ Б. Козинский детский сад

Должность, преподаваемый предмет, классное руководство

воспитатель

Учёная степень

-

Учёное звание

-

Тел. рабочий

 

Тел. домашний

-

Тел. мобильный

 

E-mail

 

Нужна ли рассылка? (Оставить Да или Нет)

 

Почтовый адрес для рассылки

 

Какие мероприятия филиала Вас интересуют (дни открытых дверей, олимпиады, конференции, публикация статей)?

 

Требуется ли Вам пройти курсы повышения квалификации? (Оставить Да или Нет)

 

Требуется ли Вам обучение по программам профессиональной переподготовки? (Оставить Да или Нет)

 

Размер оплаты (заполняется редакцией)

За объём статьи:

 

ИТОГО:

 

     

 

Создание сайта XBEEP